вторник, 15 июня 2010 г.

О мотивации при изучении иностранного языка

Причины по которым мы изучаем иностранные языки самые различные.

Первичным фактором, как мне кажется, является наверное экономический. Знание иностранного языка позволяет расширить сферу приложения своих профессиональных навыков и повысить конкурентоспособность на рынке труда. То есть, владение иностранным языком служит одним из инструментов удовлетворения базовых потребностей – в еде, крове, материальном благополучии человека и членов его семьи.

Второй фактор – безопасность и расширение возможности выбора места жительства человека и членов его семьи, в первую очередь потомства. Рыба ищет где глубже, а человек где лучше. Какие бы ни были политические, экономические, природные катаклизмы, человек знающий иностранный язык имеет больше возможностей в выборе нового места жительства и фору в адаптации и интеграции в новом обществе.

Третий фактор – социальный. Знание иностранного языка расширяет качественно и количественно круг общения. Что в свою очередь усиливает первые два фактора.

Четвертый – культурный. Знание дополнительного языка или языков открывает двери в культурный мир общества использующего этот или эти языки. Литература, фильмы, средства массовой информации – всё это становится доступно напрямую без посредников и прочих «лингво-культурных протезов и костылей».

Перечисленные мотивы или факторы являются рациональными, поддающимися осмыслению. Но есть еще нерациональный мотив – интерес, «нравится/не нравится», «хочется и всё тут» и т.п.

Английский язык. Начал учить и осваивать именно для того чтобы развиваться в профессиональном плане и найти достойную работу. В итоге владею языком на достаточном для работы уровне, работу нашел, использую английский язык в своей повседневной трудовой деятельности. Интересуюсь Австралией, Новой Зеландией, Канадой. Читаю книги исключительно на английском языке, стараюсь смотреть фильмы на английском языке, пытаюсь ограничить интернет англоязычными ресурсами, в том числе и новостными. Но чувствую, что достиг «плато», мозг уже «замылился» английским языком, топчусь на месте и не прогрессирую. Никак не могу себя заставить целенаправленно и систематически готовиться к сдаче IELTS.

Финский язык. Часто езжу в Финляндию, буквально очарован этой страной. Интерес к финскому языку такой, что с нетерпением жду вечера, чтобы позаниматься им. Нравится мелодия финской речи, она прекрасно «ложится» на мои уши. Нравится заучивать слова, которые совсем не похожи на слова в других языках. Понимаю, что вряд ли смогу использовать финский язык за пределами маленькой пятимиллионной Финляндии, но нравится и всё тут. Видимо свою роль играет и то, что учить финский язык я не обязан, ни что и ни кто не довлеют надо мною, нет никаких обязательств и требований, занимаюсь финским языком исключительно в свое удовольствие.

Французский язык. Было бы здорово его знать. Международный язык, один из языков Канады. Целый пласт франкофонской культуры, мир французской литературы, фильмы, песни. Дети учат этот язык в качестве второго иностранного в гимназии. Собрал много пособий и учебного материала, намереваясь учить французский параллельно с детьми. Но что то не пошло, даже на самом начальном уровне школьной программы. Понимаю, что учить французский надо, знать его полезно, что он обязательно пригодится. Но по-прежнему не мотивирован достаточно, так как всё-таки интереса не испытываю. Надеюсь в будущем вернуться к этому вопросу и найти достаточные стимулы.

Update:  Всё таки возвращаюсь к этому вопросу, начинаю учить французский :)

Немецкий язык. Учил в школе и имею «пять» в аттестате. После шести лет обучения мог «читать и писать со словарем», как писал когда-то в анкетах про уровень владения немецким. Прочитать со словарем, наверное, смогу и сейчас, но написать уже вряд ли. Ни разу не пригодилось то, что учил в школе на уроках немецкого языка. Жаль. Жаль потерянного попусту времени и жаль то, что немецкого языка не знаю даже на уровне простого бытового общения. Лет пять назад купил пособие по немецкому языку, лингафонный курс, чтобы освежить то немногое, что было когда то в голове. Но полистал книжки и вздохнув положил на полку. Нет времени, нет достаточного интереса и т.д. и т.п.

Шведский язык. Интересен как второй государственный язык Финляндии и к тому же собираюсь поехать в Швецию. Скачал озвученный разговорник. Перед поездкой выучу фразы вежливости и минимальный набор из разговорника. Наверное. Если будет достаточно времени и интереса.

Комментариев нет:

Отправить комментарий